Иисус рассказал много поучительных историй и притч. Но только в одной из них Он приоткрывает нам тайны загробного мира. Что происходит с нашей душой после смерти тела, как Бог оценивает прожитую жизнь, и что в конечном итоге ожидает умершего. Эта история разрушает привычный взгляд на земные благословения и проклятия, заставляет серьезно задуматься над тем, какие цели мы ставим и как относимся к окружающим нас людям. Давайте поразмышляем над этой историей. В шестнадцатой главе евангелия от Луки мы находим повествование о безымянном богаче и нищем Лазаре.
«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его…» (ст.19-23).
Уже с самого начала Иисус говорит о загробной жизни как о факте, не требующем доказательств. Расставшись с телом, душа не засыпает и не растворяется в океане вселенной. Она не застревает на земле, ни странствует в мире духов, ни проходит чистилища. В одно мгновение, смерть переносит нас в мир другой жизни. И богач и Лазарь продолжают жить. Они оба видят, слышат, чувствуют и осознают все происходящее.
История совсем кратко описывает их земные дела. Один прожил в достатке другой в нищете, один в радости, другой в огорчении. Нищий попадает в обители Бога, а богатый в преисподнюю. Почему? Неужели достаток или нищета определяют спасение? Можно ли поставить богатому в упрек его положение? Конечно, нет. Бог не осуждает состоятельных людей, мало того Он же и щедро благословляет их. Другое дело то, как человек использует свое состояние. И здесь мы можем усмотреть некое безучастие богача к своему собрату. Он не дает ему крова, не перевязывает ран. Но с другой стороны и Лазаря не за что похвалить. Ничего не сказано о его добрых делах. Да и понятно, для окружающих он был бесполезен. И если богатого можно осудить за его черствое сердце, то за что спасать нищего?
Но Божий приговор ясно показал, кем они были в реальности. Успешный и опрятный богач оказался нечестивым, а лежащий у ворот неудачник, праведником. Удивительно, что на земле, святой переживает тяготы, а нечестивый наслаждается. Наследник неба голодный лежит на улице, а наследник Божьего гнева прекрасно проводит время. Бог же, расставляет все по своим местам. Тот, кто имел на земле все, остается ни с чем. А кто не имел ни гроша, обретает небо. Ясно, что Лазарь доволен своим положением, но только не богач. Испытывая страдания, он решается просить о помощи.
«И, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (ст.24-26).
Называя Авраама отцом, осужденный богач продолжает считать себя дитем Божьего завета. Он ассоциирует себя с наследником и сыном Авраама по вере. Другими словами наш богач, был набожным, верующим человеком, который хорошо знал закон. Кто же, как ни Авраам теперь поможет ему. В жажде облегчения, он кричит и взывает к милосердию. Но Авраам отказывает ему в милости, хотя и называет сыном. Патриарх Израиля призывает вспомнить, что тот уже сделал свой выбор. Там на земле ты посвятил себя тому, что считал наилучшим: ты получил уже доброе твое. Ты сытно ел и пил, красиво одевался, жил в богатом доме, принимал ароматные ванны. И в этом ты обрел свое счастье и награду. Ты не думал, что ждет тебя за чертой и не искал вечного сокровища. Подумай сейчас о том, о чем ты не желал думать на земле. Разве не наступило время платить по счетам?
Как мы видим даже святой Авраам, не посмел помочь осужденному. Он не облегчил участь страдальца ни на одну каплю воды. Божий приговор и его строгая мера оказались окончательными и неизменными. И чтобы богач не питал никаких иллюзий в отношении вечного вердикта Авраам говорит ему: и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Патриарх объяснил, что между адом и небом бездна, которую никто уже не может преодолеть. Жители небес уже не спустятся в преисподнюю. Так и обитатели ада уже никогда не смогут обрести прощение и подняться в небо. Ни какие ходатайства, молитвы святых уже не спасут осужденную душу и даже ничуть не утешат ее. Бог уже не принимает раскаяний и апелляций. Если ты умер грешником, им ты останешься на всю вечность. Дверь Божьей благодати закрыта навсегда.
Когда нечестивый богач по-настоящему осознал весь ужас своего положения, он сразу же вспомнил о своих родных. Тяжесть мучений заставили его подумать о близких ему людях. Он хочет им помочь и снова обращается к Аврааму. «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (ст.27-31).
Логика его размышлений более чем разумна: «Если после смерти в нашей судьбе ничего нельзя изменить, тогда необходимо действовать, пока жив. У моих братьев еще есть шанс. О святой Лазарь, предупреди их скорее, чтобы и они не пришли в это место мучения!». Несчастный богач хочет, чтобы Лазарь явился живым к его родным и рассказал, что с ним произошло. Он уверен, что если они станут свидетелями такого явления, то одумаются и оставят свои порочные привычки. Но Авраам отказывает ему, и говорит: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Если твои братья хотят избежать участи ада, пусть обращаются к Писанию. Там указан путь примирения с Богом. Пусть внимательно исследуют Божье Слово и исполняют его. Оно и есть то действенное средство убеждения и обращения души от греха к праведности. Все что необходимо, у них уже есть.
Но богач возражает и пытается убедить Авраама, что его неверующим братьям нужно чудо, особое доказательство. «Нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Чудо, убедит их в строгости Божьих заповедей. Чудо докажет и покажет, что жить надо праведно. Чудо спасет их души! Он хорошо знает своих легкомысленных братьев. Знает, что они не следует учению пророков, хотя и с детства слышат их. Их сердца все еще черствы. Неразумные братья не покоряются Божьему слову и поэтому все еще нуждаются в покаянии. Богач просит о том, чего не смог достичь сам.
Но Авраам, ставит точку в этом разговоре. «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Никакие чудеса и доказательства не убедят скептиков, если они пренебрегает Священным Писанием. В Библии Бог уже представил людям необходимую меру чудес. Моисей, ветхозаветные пророки, Христос и Его апостолы совершили их великое множество. Исцеления от страшных болезней, усмирения стихий, умножение пищи, изгнание бесов и даже воскрешение мертвых. Свидетельств более чем достаточно чтобы человек поверил и пришел к покаянию. Поэтому если они не верят и не слушают Писания, их не убедят никакие другие свидетельства. Как неразумно ожидать от Бога других знаков и знамений, чтобы верить и подчиняться Ему.
Так заканчивается этот сложный диалог и вместе с ним эта жуткая история. Трудно себе представить всю обреченность богача. Он приговорен к нескончаемой боли. В чем же его грех? За что он так наказан? Неужели только за то, что не помог нищему? Не поделился кровом, одеждой и изысканной едой? Да, бесспорно, он согрешил, он не проявил любви и заботы к своему собрату. Но не в этом настоящая причина его осуждения. Его невнимание к Лазарю было лишь следствием, результатом более глубокого и страшного порока. Он жил пред Богом с нераскаянным сердцем. Между ним и Богом была пропасть, которая так и не была преодолена в течение всей его жизни.
Ключ всей этой истории находиться в словах самого богача: «если кто из мертвых придет к ним, покаются». Он узнал и понял, что оказался в вечных муках, потому что не покаялся. Он совсем забыл про смирение перед Богом. Он так увлекся удовольствиями, что совершенно потерял из виду вопрос праведности. Богатство, которые приносило ему много радости, ослепило его. Его душа совершенно забыла о том, что она грешница. Успех и достаток сыграли с ним злую шутку, они отвлекли и захватили его, обворовали и погубили.
Думаю, никто из нас не хотел бы оказаться на его месте. Хотя если подумать, все мы желаем оказаться на его месте, в его земной роскоши. Мы хотим жить в больших и удобных домах, хорошо одеваться, отдыхать и наслаждаться всеми благами цивилизации. Нам так хочется достатка и беззаботной жизни. Но именно от такого мышления предостерегаем нас история. Каждый из нас может быть увлечен и очарован. Романтические отношения, семья, карьера, искусство, наука, хобби. Абсолютно любое благо может стать повязкой на наших глазах. Удовлетворенность и занятость любимым делом становиться капканом, который захватывает нашу душу. Мы ищем успеха, любви, самореализации. Но когда находим их, тут же забываем Бога. Обретая временное, забываем о вечном. Мы забываем о решении нашей главной проблемы, проблемы вины и греха.
Судя по всему, Лазарь хорошо понял это. Возможно, именно его беды привели его к глубокомыслию и раскаянию. Главное, что он увидел себя в зеркале Божьего слова, осознал себя духовно нищим, и поэтому искал прощения и нашел его. Он стал праведником потому, что смирился и стал послушным Богу. Но заметим, что, даже покаявшись, он не перестал быть нищим. Он не стал удачливее, а Бог не избавил его от болезни. Да, он стал новым человеком, но все так же оставался лежать у ворот богача. Лазарь не получил ни исцеления, ни семьи, ни работы.
Сегодня многие христиане думают, что вера это путь к счастью, что Бог обязательно устроит нашу жизнь. Если Бог нас простил, то избавит от всех проблем, будь то финансовых или семейных. Но мы видим, что не всегда обращение обязывает Бога исправлять наше положение. Напротив, Лазарь остался изгоем. Над верой и покаянием таких праведников, смеются и спрашивают: «где же твой Бог? Почему Он не избавил тебя от твоих проблем?». Но Лазарь смиренно принял свое положение. Он в надежде смотрел за черту земной жизни. Он ожидал избавления вечного. И его надежда не обманула его. Он спасен и избавлен от всех своих бед. Его спасением стало его покаяние и праведность.
Итак, все дело в покаянии. Оба, и богач, и нищий, были нечестивыми людьми! Оба нуждались в прощении. Лазарь стал праведником ни за добрые дела и ни за свою бедность, а потому что покаялся. А Богач осужден не потому, что жил слишком красиво и не помог нищему, а за то, что не искал покаяния. Поэтому, чем бы мы, не занимались, какие бы планы (хорошие или дурные) нас не увлекли, если мы не пришли к покаянию, мы обречены. И здесь совсем не важно, бедны ли мы или богаты, образованы или невежественны, талантливы или бездарны, ленивы или трудолюбы. Все это не имеет никакого значения! Главный смысл истории в том, что все люди порочны, а значит, нуждаются в очищении.
Но что это такое? Многие из нас видят главную цель покаяния в добром поведении, перестать грешить. Обманывать, раздражаться, кричать, ссориться, завидовать, пьянствовать, сквернословить и т.д. Конечно, праведник неизбежно оставляет все эти грехи. И если бы богач раскаялся, то конечно иначе отнесся к нищему у своих ворот. Но суть обращения не только в этом. Мало отвергнуть эгоизм в отношениях с окружающими людьми, необходимо посвятить себя Богу. Вот как Иисус определяет центральную идею покаяния.
«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» Лк.9:24-25. Итак, покаяться это не просто отказаться от греха или радостей и удовольствий этого мира. Покаяться значит потерять себя, отдав свою душу Христу, живой личности. Посвятить себя не земным приобретениям и заботам, а служению своему Спасителю. Спросите себя: теряю ли я свою жизнь ради Христа? Живу ли для Него? Стремлюсь ли угодить Ему? Если нет, то вы еще не покаялись! Потому что только вера и послушание Христу является признаком истинного раскаяния. Только человек ставший учеником Христа обретает спасительную праведность, праведность, которая спасет его от участи осужденного богача.
А теперь давайте, кратко изложим те истины, которые содержит в себе эта история:
- Иисус учит нас, что загробный мир более чем реален. И каждого из людей ожидает либо вечное блаженство, либо вечные муки. Третьего варианта человеку не дано.
- Наше оправдание зависит от того придем ли мы покаянию. Посвятим ли свою жизнь Христу или продолжим жизнь для удовлетворения своих желаний.
- Любое благо нашей земной жизни может стать капканом для нас. Увлекаясь и отвлекаясь, мы можем забыть о необходимости примириться с Богом.
- Если мы закончили свою земную жизнь с нераскаянным сердцем, мы остаемся навсегда осужденными. И уже никто и ничто не изменит приговор и его меру.
- Наш успех или состоятельность совершенно не говорят о Божьем расположении к нам. Бог благословляет земными дарами даже нечестивых людей.
- Наше покаяние и вера в Бога не гарантирует нам успех и процветание на земле. Даже являясь праведниками, мы можем испытывать трудности до конца земной жизни.
- Наша нищета, бедность, неудачи вовсе не повод к огорчению. Если мы обрели мир с Богом, будем в терпении ожидать встречи с Ним, где Бог отрет наши слезы.
- Бог избрал Священное Писание как единственное и достаточное средство для нашего спасения. И мы не вправе искать иных особых знаков, чудес и доказательств, что бы верить и быть послушными Ему.
Федоренко Жан