Мы строим планы на жизнь, но не всегда задумываемся о нашем конечном, истинном предназначении. А ведь оно может нам вовсе не понравиться. Нашу жизнь, как маленький эпизод, суждено записать только в один из двух великих итогов: либо для почетного, либо для низкого употребления. Мы сосуды, утварь, которая создана для конкретной и определенной цели. Давайте посмотрим какие у нас есть варианты с точки зрения Священного Писания.
«Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» 2Тим.2:19.
Бог создал всех людей, но не все становятся Ему своими, т. е. Божьими детьми. Поэтому апостол Павел говорит об особой печати, которой удостоились свои – Бог познал их. Очевидно, что речь не идет о том, что Бог узнал о них, что-то новое, ведь Он знает все о всех. Речь идет о познании как вступлении в узы родства с этими людьми. Множество раз в Библии слово познал употреблено в отношении близких супружеских отношений: «Адам познал Еву», «И познал Каин жену свою» и т. д. И как супруги становятся близки физически, так и Бог стал близок, со своими людьми духовно. Теперь Он в союзе с ними. Поэтому Бог точно знает, тех, кто действительно обладает Его Духом.
Но как свои могут быть уверены, что принадлежат Ему? И Павел указывает на другую составляющую Божьей печати: «и: да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». Апостол говорит об очевидных признаках Божьих людей. Первый – они исповедуют имя Господа, т.е. признают верховную власть Иисуса Христа над собой и миром. И второй – они подчиняются Его власти, отступая от неправды, т.е. оставляют грех. Причем, когда апостол говорит всякий, то имеет ввиду каждого (гр. всякий, каждый, весь, целый). А это значит, что исключений быть не может. Только тот, кто побеждает грех (отступит от неправды), может называться своим Богу.
Итак, Павел указал на причину и следствие. Причина – Бог заключил союз с некоторыми из людей – познал своих. Следствие – эти люди духовно проснулись и отступили от неправды. Другими словами, небесное благословение нашло свое земное отражение, или невидимый духовный союз Бога и человека проявился в праведной жизни последнего. Но на этом Павел не останавливается и продолжает свои рассуждения, но уже в плоскости Божьего плана для человечества. Он словно отвечает на вопрос невидимого аппонента: почему Бог познал не всех людей, т.е. не всех сделал своими? Ответ на этот вопрос, пожалуй, один из самых трудных для нашего богопознания.
«А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении» ст.20.
Наш мир Павел сравнивает с большим домом. Так же, как и домашняя утварь, все созданные Богом человеческие души имеют свою ценность и предназначение. В Божьем плане они разделены и существуют только в двух сферах. Одни созданы для почетного (гр. – ценного, славного), другие для низкого (гр. – бесславного, уничиженного) использования. Эти две цели включают в себя не только характеристику нашей земной жизни, но и два пункта назначения после смерти. Одни наследуют славу небес, другие бесславие ада. Эту же мысль о Павел полнее выразил в послании Римлянам.
«Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» Рим.9:21-23. Сосуды для почетного употребления апостол назвал сосудами милосердия, их Бог приготовил к славе. А тех, кто предназначен для низкого употребления Павел называет сосудами гнева, готовыми к погибели. Первые прощены, вторых ожидает осуждение.
Риторический вопрос Павла: Не властен ли горшечник над глиною? приводит лишь к одному ответу – конечно властен! Только Сам Бог, и никто другой, определяет кому быть сосудом милосердия, а кому сосудом гнева. Важно заметить, что, и те, и другие сосуды созданы из одного материала, из той же смеси. Т. е. изначально находятся в равных условиях, являясь глиной непригодной для благородного использования! Но Бог, познав, возлюбив, сжалившись над частью сосудов, оказал им милость. Поэтому они и названы прощенными – сосудами милосердия. И причина их прощения не в них, ведь все из одной глины, а только свободном выборе Бога. Именно Его выбор и является основой для разделения сосудов в их вечном назначении.
Небольшой пример. У каждого из нас в доме есть много сосудов: ведра, тазы, банки, стаканы и пр. Не думаю, что вы захотите налить суп в таз, или ополоснуть тряпку для мытья полов в кастрюле. Или, например, налить молоко для кормления младенца в емкость от чистящего средства. И хотя все это теоретически возможно, никто не станет подобным заниматься. Нам просто удобно пользоваться емкостями исходя из их назначения. И никто не станет нас упрекать, что в своем доме, мы не предоставили сосудам равные права, и тем более, что не используем всю посуду в равной мере одинаково. Так же неразумно ожидать от Бога долга равных возможностей для всех людей.
Так на примере с домашней утварью апостол Павел напоминаем всем нам о нашей полной зависимости от Создателя. Нам может показаться, что мы достаточно свободны в нашем земном хождении, но это только иллюзия. Все мы даже самый отъявленный мошенник выполняет допущенное, а значит и назначенное ему Богом. Мы можем не соглашаться, протестовать или даже воевать с Ним по данному вопросу, но это все равно никак не изменит наш «глиняный» статус. Мы всегда будем утварью, только вопрос для каких целей? И далее Павел ведет нас к пониманию, того, как или через что, свои Богу становятся сосудами славы для почетного употребления.
«Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» ст.21.
У апостола все достаточно логично и просто: кто будет чист, т.е. живет избегая греха, тот и сосуд в чести, полезный для Бога. Очевидно, что все сосуды в Божьем доме в разной степени и на разное время задействованы в Божьем плане, иначе от плохих бы незамедлительно избавились. Но здесь Павел говорит о годности именно для доброго дела с точки зрения Самого Творца. Другими словами, все люди в чем-то полезны, но только часть из них может быть пригодной для святых Божьих дел. И чтобы приобрести Себе утварь для возвышенных целей, Бог прежде всего познал часть людей, заключив с ними духовный союз, а затем сразу же призвал их в школу духовного возрастания.
Именно об этом здесь Павел и пишет: кто будет чист, тот будет сосудом освященным. Освященным, означает быть отделенным от других обычных людей и посвященным Богу. В этом уникальная характеристика сосудов в чести, они стали на путь освящения, отказа от греховных привычек и устремлений людей этого мира. В греческом оригинале слова Павла о чистоте звучат более радикально: «если кто-нибудь вычистит самого себя». Верующий не просто в теории желает очищения, он ведет реальную борьбу с пороками и побеждает их. Свои Богу – неизбежно вычищают себя. Ведь без очищения, невозможно и реализовать само назначение сосуда в чести, который должен стать годным на всякое доброе дело.
Но не все наши старания стать лучше можно назвать истинным очищением. Очищение должно проходить не по нашей программе. Лишь очищение в свете Божьих ожиданий является угодным Ему. Вот как этот процесс описал апостол Павел: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова» Еф.5:25-26. Вот три обязательные составляющие библейского очищения:
Во-первых, наше очищение является заслугой Христа. Все началось с Его любви к своим, за которых Он и предал Себя на крест. Чтобы начался процесс очищения жизни Он очистил нас от вины и наказания за грех. Поэтому первое с чего начинается очищение, это вера в спасительное дело Божьего Сына на кресте.
Во-вторых, очищение своих людей Бог продолжает в формате их общности. Христос возлюбил Церковь, и это значит, что сосуды, предназначенные для славы, находятся в тесном общении и служении друг другу. Церковь как собрание верующих людей является духовной школой освящения. И туда с желанием приходят те, кого Бог призвал к вере.
В-третьих, инструментом очищения своих выступает исключительно Священное Писание. Христос освящает их посредством слова. Через проповедь с кафедры, личное наставление друг друга, самостоятельное изучение Библии члены Церкви получают ту духовную пищу, которая и делает их избранным народом. Иисус так и сказал своим ученикам «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» Ин.15:3.
А теперь давайте обобщим все три высказывания Павла и попробуем кратко осмыслить их применительно к нашей жизни.
- Чтобы мы о себе не думали, мы всегда Божье творение, которому предназначено либо почетное, либо низкое употребление не только в этой, но и в будущей жизни. Поэтому наш вопрос пригодности для Бога должен стать первым и жизненно важным, так как именно он является определяющим для нашей судьбы в вечности.
- Печать, которую ставит Бог на своих людях всегда действенна и очевидна. Став по Божьей воле сосудами в чести, мы неизбежно обретаем жажду праведности, а значит включаемся в борьбу с греховными привычками. Духовное очищение становиться желанной частью нашей повседневной жизни.
- Быть участником Божьего освящения, ведущего нас к славе, означает верить в распятого и воскресшего Христа, присоединиться через водное крещение к собранию верующих и погрузиться в процесс изучения Библии и изменению своей жизни в свете ее учения.
Федоренко Жан