Зачем мы приходим на воскресное богослужение? Чего Бог ожидает от наших собраний? Какую его часть мы считаем наиболее важной? Мне хотелось бы напомнить нам, что означает славить и возвеличивать Бога в собрании святых. И хотя мы призваны делать все во славу Божью, иногда нам не хватаем простого учения о том, как мы это можем делать, и по-настоящему чтить нашего Бога. Итак, хвала Богу в собрании святых, что это значит?
В первую очередь следует сказать, что прославление и хвала присуще христианину, сердце которого пронзила Божья благодать. Христос, облагодетельствовал нас, приняв нас в Божью славу. Он послужил нам, пролив Свою кровь для нашего очищения. Как же мы можем молчать о Нем и не славить Его? Это невозможно! Апостол Павел именно так представляет причину для наших благодарственных служений. «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему» Рим.15:7-9. Итак, прославление Бога, это всегда неизбежное следствие в жизни тех, кто познал любовь, прощение и принятие Христа. Эта характеристика оправданных Богом людей: «Так! праведные будут славить имя Твое» Пс.139:14.
С точки зрения Бога, хвала является первой, и, пожалуй, самой верной реакцией нашего сердца на Его расположение. Причем именно в хвале Бог видит проявление почтения и уважение к Нему: «кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня» Пс.49:23. И что удивительно, даже наши добрые дела, посвященное служения и жертвы не могут конкурировать с хвалой. «Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами» Пс.68:31-32. Все дело в том, что подделать христианство делами можно, а хвалой практически нет. Хорошо себя вести можно и без благодарного сердца, но радоваться и возвышать свой голос со злым сердцем невозможно. Хвала – лучшая жертва Богу! Иисус так сказал об этом: «как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста» Мф.12:34. Именно наличие хвалы или ее отсутствие, проявляет истинное состояние нашего сердца и состояние наших общин. Если мы не знаем любви Христа, то и наше сердца не приведет наши уста к восхвалению.
А теперь давайте посмотрим в какой форме и когда уместна и приятна Богу наша хвала. Мы обратим внимание на пять элементов духовной жизни нашего собрания. Практически если в общине не присутствуют эти элементы, то вряд ли она чтит Бога, так как Он того ожидает. Каждый верующий призван хвалить Бога именно в собрании, ведь сама суть хвалы, это превозносить Бога и открывать Его великие дела среди других. Итак, избыток наших сердец мы призваны выражать:
Хвалой Бога в молитве. Пример в этом для нас царь Давид. «Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя» Пс.21:23. «Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!» Пс.106:32. «И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его» Пс.108:30. Давид готов громко и во весь голос возвеличивать нашего Господа в народном собрании.
Хвалой Богу в пении гимнов. И здесь Давид представляет нам лучший пример. «Возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя» Евр.2:12. «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых» Пс.149:1. «Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе» Пс.137:1. Еще раз мы видим, что избыток любви в сердце Давида находит свое выражение в пении благодарственных гимнов.
Хвалой Богу в свидетельстве. Когда Бог отвечает на наши молитвы и совершает в нашей жизни чудеса избавления, мы призваны говорить о них в Церкви и не молчать. «Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим» Пс.39:11. «Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей. Пс.65:16.
Хвалой Богу в проповеди. Когда мы возвещаем слово в собрании и когда внимательно слушаем его, то прославляем Бога. Мы отдаем честь Его мудрости и наслаждаемся Его благостью, явленной нам через слово. «Возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви» Евр.2:12. «Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя» Пс.21:23. «Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим» Пс.39:10.
Хвалой Богу в обещаниях. К сожалению наши церкви незаслуженно забыли обет, как уместную духовную практику. Причем обещание произнесенное в собрании угодно Богу. Давид давал обеты. «О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его» Пс.21:26. «Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои» Пс.65:13. «Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его, во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим!» Пс.115:9-10.
Итак, мы ясно видим, что прославление Бога дело не единоличное, а совместное. Писание через псалмопевцев учит нас, что именно в собрании Церкви уместно возвеличивать Бога. Именно в собрании другие смогут сказать «аминь», и разделят нашу радость о Господе. Что же нам мешает славословить Бога открыто перед всем собранием? Или почему мы не всегда смело откликаемся нам предоставленную нам возможность умножить Божью славу? Мы стесняемся громко молиться, петь, говорить свидетельство. А об обетах и вовсе забыли. Давайте рассмотрим пять возможных причин. Быть может вы узнаете себя.
Мы думаем, что молитва хвалы маловажная часть служения Богу. Разве Богу нужны просто слова? То ли дело реальная помощь. Но здесь мы забываем, что для Бога важнее состояние нашего сердца, а не сухая и безжизненная жертва. Мало того, верным началом дела служения, должно быть именно слово хвалы. Очевидно, что прославление в собрании не приносит видимых дивидендов, как жертва служения. В хвале, мы восхищаемся Богом, тогда как в служении (жертве) мы склонны восхищаться сами собой. Именно поэтому хвала, по своей сути избавляет нас от духа корысти.
Мы считаем, что наша молитва нарушит регламент. Нам неудобно чувствовать себя виновниками отнятого времени. И может потому, что мы сами в сердце упрекаем тех, кто молиться долго. Но, друзья, если это так, то мы уже хотим угодить не Богу, а людям. А мы уже увидели, что Богу угодна наша хвала в собрании! Он ожидает ее! И если такой страх нас контролирует, то мы радеем не об увеличении Божьей славы, а комфорте тех, кто пришел в церковь. Мы должны думать совсем иначе: «Почему так мало молитв? Почему так мало славы для Бога? Что случилось с моими братьями?».
Мы думаем, что у нас слишком малый повод для благодарения. Ну что особого поблагодарить Бога за новый день и утренний кофе? Вот если бы случилось особое чудо или успех, то конечно! Но и это неверный ход мыслей. Мы призваны благодарить за все. За доброе и злое за успех и испытания, за мудрое и даже за глупое. Вспомните вдову с одной маленькой монетой, оказалось, что она пожертвовала больше других. Благодарение за малое может быть большим в Божьих глазах. Апостол Павел пишет: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» 1Фесс.5:18.
Мы боимся, что мы неправильно благодарим. Мы не умеем красиво говорить и можем насмешить нашим свидетельством. Но и здесь мы опять думаем об угождении людям, а не Богу. Мы боимся исповедовать свою любовь ко Христу перед людьми. Возможно это уже не просто стеснение, но греховный стыд. Вспомните слова Христа: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей» Лк.9:26. Исповедовать Христа, значит открыто и всеуслышание заявлять о своей общности с Ним. Да и если мы будем ждать времени, когда наши проповеди, молитвы и свидетельства станут угодными всему собранию, то мы никогда не дождемся его. Всегда найдутся критики. Всегда будут те, кто встал не с той ноги, те, кто торопиться, те, кто вовсе не принадлежат Христу, для которых наша хвала лишь второстепенны эпизод воскресного служения.
Мы считаем себя недостойными возносить хвалу Богу. И знаете, это так! Никто не достоин. И никто, никогда не будет достоин принести ни молитву, ни жертву, ни благодарение пред Божий престол. Никто из нас, ни один проповедник, молящийся брат, или поющая сестра не смогут это сделать, как подобает. Верно это сделал только наш Господь! Но в нашей слабости плоти мы должны уповать не на совершенство наших дел, но на Христа, через которого Бог принимает наше несовершенное и израненное грехом поклонение. Он приносит и очищает всю нашу хвалу! Бог принимает наше служение из-за Христа, а не потому, что в нашей Церкви звучат лучшие проповеди, или стройнее поет хор. Вспомните, как написано: «Итак будем через Него (Христа) непрестанно приносить Богу жертву хвалы» Евр.13:15.
Среди присутствующих в наших собраниях есть много тех, кто никогда не молился в Церкви, не говорил свидетельство. А есть члены Церкви, которые вообще не возносят Богу хвалу при всех. Собрание Церкви, это не театр одного актера, где пастор пытается угодить слушателям. А члены Церкви считают, что их основная задача это только слушать. Да слушать, но еще и говорить, и мало того, давать Богу обеты, или сказать современным языком, принимать решения.
Итак, друзья:
- Бог ожидает от нас жертвы хвалы более, нежели жертвы служения. И благодарение, это лучшее выражение почтения к нашему небесному Отцу.
- Восхваление Бога актуально именно в собрании Церкви. Потому, что так мы являем Божью славу окружающим; не прячем и не крадем ее.
- Наше открытое смелое прославление Бога в собрании, есть яркое свидетельство веры во Христа. Когда мы заботимся более об угождении Господу, а не людям.
- Через Христа Бог принимает нашу несовершенную хвалу, как абсолютно чистую и святую. Без заступничества Христа, среди нас нет ни одного достойного.
А теперь, зная все это, дорогие братья и сестры, давайте в наших собраниях смело молиться, свидетельствовать, петь, проповедовать и давать обеты. Пусть наша хвала и признания в любви Богу будут краткие, неказистые, смешные, но их ожидает и самое главное принимает во Христе наш небесный Отец. Не стесняйтесь и не бойтесь людей. Не прячьте и не крадите Божью славу. А рассказывайте о ней щедро и громко! «Будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» Евр.13:15
Федоренко Жан