Молитва – это душа христианской веры. То как, и о чем мы молимся показывает кто мы есть. «Ибо от избытка сердца говорят уста» Лук.6:45. Наши обращения к Богу не просто могут сказать о степени нашей духовной зрелости, но и указать на полную несостоятельность в поклонении Богу. Да, именно молитва может свидетельствовать против нас, так же как она обнажила самодовольство фарисея в храме (Лук.18:11-12). Разочарования в молитвенной жизни постигали если не всех, то большинство христиан. Как часто наши просьбы оставались неудовлетворенными, а молитвенное время казалось бесполезным или нудным. Кто-то смог пройти этот кризис, кто-то смирился с непреодолимой силой, довольствуясь бесцветной и формальной встречей с Богом.
И все же, в каком бы состоянии мы не находились, нам стоит вспомнить, что молитве надо учиться. И это ясно осознали апостолы, находясь рядом со своим Учителем. «Случилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» Лк.11:1. Благодаря этому вопросу, мы сегодня имеем мастер-класс Божьего Сына, того кто пребывал в совершенных отношениях с Отцом. Иисус сразу же ответил на просьбу учеников и представил им непреходящее основание для их духовного общения с Небом.
«Сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» Лк.11:2-4. Сегодня мы рассмотрим только первую часть урока Христа. В ней Иисус задает главное и первейшее направление для наших уст. И если мы в своих молитвах не поднимаем таких тем и вопросов, то нам стоит обеспокоится о состоянии нашего духа, а возможно даже и веры.
Итак, первый принцип – верующие учатся молиться. В нашем случае апостолы представляли собой первых членов Церкви. Близкое общение с Богом было их желанием. Это не было хотением одного, они все испытывали одну нужду. Причем все получили один ответ, а это значит, что их понимание молитвы должно стать единым. Именно поэтому сегодня одним из важнейших устремлений верующих является жажда научиться вдохновляющей и действенной молитве.
Второй принцип – верующие обращаются к Богу. Иисус недвусмысленно сказал о том, к кому мы должны обращаться «Отче наш, сущий на небесах». Речь идет о Боге и только о Нем. Нигде ни в новом ни в ветхом завете, нет случаев обращения с молитвами к ангелам, пророкам или другим святым. Только тот, кто действительно осознал суть молитвенных просьб в уроке Христа увидит, что ответить на них может только Бог.
Третий принцип – верующие обращаются к своему духовному Отцу. Греческое слово патер переведено как отец, родитель. Мы приходим к Богу как дети в родном доме бегут к своему папочке. Духовный Отец это тот, чьи принципы стали для нас близкими и желанными. И тот, кто любит заповеди и Того, Кто их дал, конечно может называть Бога в молитве Отцом. Такой человек пережил рождение свыше и обрел одну духовную природу с Ним.
Четвертый принцип – верующие молятся как общность. Иисус намеренно дает ученикам именно такой посыл – Отче наш. Вы одна семья и не должны молиться обособленно и эгоистично. Это вовсе не значит, что мы не молимся каждый в отдельности и не называем Бога – Отец мой. Это лишь указывает что верующие любят друг друга и ходатайствуют друг за друга себя и чувствуют себя единым организмом, телом во Христе.
Пятый принцип – верующие молятся Богу в небесах. В нашем небе мы Бога не встретим, не встретим Его и в космосе. Речь идет о третьем измерении неба – духовном, в котором пребывает Бог. Апостол Павел так упоминает о своем пребывании там: «восхищен был до третьего неба» 2Кор.12:2. Молитва, это действие нашего духа, в нематериальном мире. И верующий всецело верит в нее и принимает эту реальность. Это дает надежду на исполнение наших просьб, ведь только Тот, кто всецело правит высшим духовным миром способен изменить любые земные обстоятельства.
Это были предварительные принципы, которые полагают основу для молитвы. Далее, мы коснемся главных направлений молитвенных просьб, определяющих хождение истинных верующих. Именно ими в первую очередь пропитаны устремления их сердца.
Желание первое – верующие ищут Божьей славы. На это указывает выражение да святится имя Твое. Это первейшее желание и просьба в нашем обращении к Богу. Т.е. первое чего мы призваны искать, это верного отношения к своему Творцу. Мы просим Бога, дать нам мудрости верно, достойно и соответственно статусу почтить Его. Пусть святиться означает пусть почитается отделенным от других имен, пусть будет для нас особым, значимым. Мы ищем верного состояния нашего сердца находясь в присутствии Вечного и Святого Бога. Наше сердце призвано благоговеть, испытывать трепет, восхищение и преклонение пред Создателем миров и душ. Пусть будет Имя Твое для нас самым уникальным и драгоценным в этом мире, Имя, которое я буду произносить бережно в величайшем смирении. Вот с чего призвана начинать свою молитву душа христианина – с желания обратиться к Богу по Его достоинству и чести. Принести Ему подобающую славу и поклонение сердца. Потому что нет во всем мироздании ни имени, ни дела, ни вещи более значимой и возвышенной чем Божье имя. И кто этого не понял совершенно далек от веры. Верующий, являясь Божьим сыном, трепетно относиться к репутации своей семьи, и поэтому просит сил для жизни, которая не запятнает честное имя его небесного Отца.
Желание второе – верующие ожидают Царства Христа. Это второе по важности желание, которое испытывает возрожденное сердце. Просьба да приидет Царствие Твое предполагает ожидание Царя и Его правления. Бог обещал восстановить Свою полную власть над землей, и истинная церковь живет этой надеждой, она ожидает второе пришествие Христа, а не земных перемен в экономике и политике. Такое устремление было свойственно христианам во все времена, ведь все они знали, что если Христос не явиться при их жизни, то вскоре Он воскресит их и они войдут в желанный чертог своего Бога. Они ожидают не просто Господина, но своего Друга и Спасителя, который искупил их от греха. Именно поэтому такая просьба выказывает надежду на скорейшую встречу. И все же, если Бог назначил время того великого дня, то зачем нам просить о его приближении? В таком прошении мы не уговариваем Бога о досрочном исполнении Его плана, а выражаем свою жажду наступления нового миропорядка. Мира без греха, злобы, войн, болезней, горя и слез. Но не только это, мы просим Бога дать нам духовных сил участвовать в приближении того дня. Ведь Сам Бог пожелал привести историю мира к такому финалу через труд Его церкви на земле. Поэтому Бог, отвечая на молитвы верующих, посылает их на ниву проповеди, и тем приближает приход своего Царства.
Желание третье – верующие хотят исполнить Божью волю. Обычно люди нацелены на исполнение своих желаний, где каждый идет к своей мечте. Но не так с целями настоящих христиан. Когда они в молитве говорят: да будет воля Твоя, то это означает, не моя воля и не мои желания. Зачастую только в молитве мы осознаем, что не все наши желания угодны Богу. И там, перед Богом, мы сражаемся за то, что лучше для нас. Все Божьи желания, а значит заповеди совершенны, добры и созидательны. Поэтому всякий раз, когда мы выбираем свое вместо Божьего, мы выбираем второсортное, глупое и разрушительное. Верующий осознает это и стремиться отвергнуть свою волю. Даже сам Иисус переживал подобную борьбу. «Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» Мк.14:36. Вся наша жизнь, это выбор, который мы совершаем каждый день, либо в пользу себя, либо в пользу Бога. И практически все наши духовные поражения и грехи являются результатом отсутствия молитв с подобными просьбами. Как же часто мы просим Бога изменить обстоятельства, вместо того, чтобы просить силы отказаться от своего сценария и принять Его путь решения проблем. Скорее наша молитва звучит так: «Господи сделай так, как я тебя прошу, т.е. да будет воля моя». Но как ни парадоксально, современные христиане могут и не знать, чего хочет от них Бог, или знать туманно. Чтобы такая молитвенная борьба вообще была возможна необходимо хорошо знать Священное Писание. Только тогда и может возникнуть дилемма, выбор между тем, чего хочу я, и к чему призывает меня Бог. Отсутствие напряжения и борьбы в молитвенной жизни говорит лишь о другом духовном пороке – нежелании слушать Бога. «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» Пр.28:9
Итак, эти три устремления в первую очередь направляют молитвенные просьбы ученика Христа: прославить Бога, встретиться с Богом, исполнить Его волю. Заметьте насколько много здесь Бога и как мало нас. Она сконцентрирована на угождении Ему, а не стяжании выгод для самого себя. В такой молитве мы поднимаемся к Нему ищем небесного, а не земного, смотрим не на видимое, но на мир другой, святой, совершенный. И как записал апостол Павел, кто действительно духовно ожил, тот уже ищет вышнего: «если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» Кол.3:1.
Только после того как мы поднялись духом к Богу, когда соотнесли себя с Его славой, Царством и волей, когда верно выставили свой духовный компас, только тогда мы озвучиваем другую часть наших просьб – о наших нуждах. «Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Если позволит Бог и о ней мы поговорим подробнее. А теперь давайте ответим на еще один очень важный вопрос: Почему важно молится именно так, как учил Иисус?
Во-первых, учение Христа, это ожидание Самого Бога. Формат встречи и общения всегда устанавливает тот, кто выше или старше нас. Никто не посмел бы диктовать условия, на которых он пришел на встречу с главой страны. Если мы идем, то мы по умолчанию соглашаемся с предложенным нам форматом. Так и в обращении к Богу, надо быть совсем легкомысленным и беспечным, чтобы не позаботиться прежде о том, что и как я собираюсь сказать вечному Творцу миров. Только хорошее усвоение урока Христа поможет нам почтить, а не раздражать Бога своими просьбами.
Во-вторых, молитва определяет наше поклонение. Иисус сказал: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше Мф.6:21. Сокровище христианина, это его Спаситель. Любовь Христа стала для него главным приобретением жизни. И естественно, что в молитве сердце устремляется к своему сокровищу. Другими словами, что для нас важно и ценно, о том мы говорим о том и молимся. «Ибо от избытка сердца говорят уста» Лук.6:45. И если Бога нет в центре нашей молитвы, то возможно мы верим не в Бога управляющего нашей жизнью, а в деда мороза, раздающего новогодние подарки.
В-третьих, молитва определяет наше служение. То, что мы просим у Бога, к тому и прилагаем усилия. Наши просьбы определяют вектор нашего служение. Если мы просим о Божьем (согласно Его воле) мы служим Ему. Если мы больше увлечены исполнением своих желаний, то скорее всего мы служим себе. Иисус сказал: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Мф.4:10. Молитва как средоточие нашего поклонения приводит нас к труду в тех сферах, о которых мы просим. Мы молимся, а затем действуем, ожидая благословения. Если мы утром просим о наступлении Царства, то днем будем действовать, чтобы Бог, используя наш труд и приближал его.
И последнее, молитва не делает нас святыми. Даже если мы научимся верным словам, то не станем автоматически праведными. На примере этой молитвы мы лишь должны усвоить один простой урок, если Иисус не окрыляет наше сердце, мы не научимся молится. Если Он не привлекает нас Своей жертвенной любовью, мы все равно не сможем иметь святые молитвенные желания. Начало всего обучения начинается там, на холме Голгофы. Там, где Иисус, совершил искупление наших грехов. Там, Тот, Кто назвал себя Альфа и Омега мироздания совершил дело, которое затмило своей славой все земные подвиги. Там был дан ответ на нашу самую главную молитву: «спаси меня», возглас, который никогда бы не вырвался из наших уст, если бы не Его любовь.
Жан Федоренко