Многим из нас заповеди ветхозаветного закона кажутся устаревшими. Отчасти можно согласиться, ведь закон в целом, в его буквальном смысле больше не является предписанием для христиан. Большая часть заповедей обусловлены культурой Израиля, которому Бог дал закон, как выражение Завета с ним. И сегодня никакая церковь не способна создать условия для его исполнения. Только теократическое государство эпохи ветхого завета могло стать гарантом всестороннего исполнения закона Моисея в жизни общества.
И все же, в ряде аспектов закон продолжает оставаться для нас актуальным. Заповеди открывают нам характер Законодателя. Через них Бог делиться с нами своим предпочтениями и даже чувствами. «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его…» Пр.6:16. При этом Бог даже не разделяет отношение к проступку, и человеку его совершившему. Неприятие греха влечет за собой неприятие и самого согрешившего. «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его» Пс.10:5.
Сам о Себе Бог говорит, как о постоянной личности. «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь» Мал.3:6. А это значит, что и сегодня Бог не переменил Своего мнения в отношении дел, осуждаемых законом Моисея. Неизменность Божьего характера, говорит о том, что в части морального закона ветхого завета нет устаревших норм. Если Бог ненавидел ложь тогда, ее Он ненавидит и сегодня. Хотя многие считают, что в наше время Творец стал более терпимым. Это заблуждение вызвано тем, что в наши дни к виновным уже не применяется Моисеево возмездие. Но отсутствие скорого наказания вовсе не делает грехи менее опасными.
Давайте посмотрим за что преступника в Израиле ожидала неминуемая смертная казнь, если он нарушал только первую, наибольшую заповедь. В числе таких грехов: злословие и хула Творца (Лев.24:16), склонение других к отступлению от Господа (Втор.13:5-6), не соблюдение покоя в день субботний (Исх.31:15), пророчество от имени Бога без Его повеления (Втор.18:20), служение иным богам (Втор.17:2). Все эти дела объединяет одно, уклонение от поклонения Богу, и подстрекательство к тому других. Сегодня, в эпоху нового завета, наше призвание не изменилось: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» Мф.4:10. Но, кто из нас сегодня щепетилен в поклонении Богу? Кто не заигрывает с современными божками комфорта, успеха и семейного счастья?
А вот перечень грехов против ближнего за которые человек предавался смерти: убийство (Лев.24:17), супружеская измена (Втор.22:22), внебрачные интимные отношения (Втор.22:20), оскорбление отца и матери (Исх.21:17), непокорность родителям, мотовство и пьянство (Втор.21:18-20). Может показаться, что этот список нас не касается, но в нагорной проповеди Иисус исправляет нашу близорукость. Убийством Он называет оскорбление (Мф.5:21-22), а похотливые желания прелюбодеянием (Мф.5:28). Давайте спросим себя. Кто из нас не оскорблял родителей, кто не запятнал себя гражданским браком или похотливыми мыслями? Кто в гневе не называл обидчика дураком? Да, возможно это дела нашей юности, а сейчас мы другие, взрослые и мудрые. Но если бы мы жили тогда, под законом Моисея?
Отсутствие мгновенного наказания нивелирует наше беспокойство. Проходят годы, мы забываем о наших прежних делах, словно время стирает вину. В уголовном праве есть статья освобождающая от ответственности в связи с истечением срока давности[1]. Но Божий закон, не закон людей. У духовных преступлений нет срока давности. Если я когда-то солгал, то стал лжецом и преступником закона. Мы живы лишь потому, что отсрочено наказание. Уже приговоренных к смерти, нас отпустили под залог. Но совсем скоро мы займем свои места в камерах, среди обитателей преисподней. К сожалению, мы утеряли чувство домоклова меча[2], решив, что впереди нас ждет приятная встреча с небесными существами.
Итак, духовный закон ветхого завета продолжает выполнять свою отрезвляющую роль. При Моисее, закон осуждал не только к смерти души, но и к умерщвлению тела. И это вразумляло людей, они боялись Бога. Сегодня, в наш век, закон осуждает нас исключительно духовно. Мы годами можем пребывать в пороках без особых последствий. А доживаем до старости лишь потому, что Бог по своему милосердию дает нам время для вразумления и примирения с Ним.
А теперь перейдем от проблемы к ее решению. Как избежать осуждения, которым грозит нам ветхозаветный закон? Как примириться с Богом? Есть только два пути. Первый, это исполнить все постановления закона: «кто исполняет его, тот жив будет им» Гал.3:12. Но это только в теории, а на практике: «что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно» Гал.3:11. Следовательно на этом пути всем мы осуждены, ведь: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» Гал.3:10.
Второй вариант, это проявить угодную Богу веру: «потому что праведный верою жив будет» Гал.3:11. Но не всякая вера делает нас праведными, необходимо верить в искупление. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» Гал.3:13. Т.е. Иисус, приняв вместо нас осуждение закона, избавил нас от суда! В этих словах вся суть спасения, предлагаемого нам Богом. Вот, его три ключевые идеи:
- все мы находимся под проклятием закона, т.е. в ожидании смертного приговора;
- вместо нас Иисус принял проклятие закона быв осужден на крестную смерть;
- через это замещение Он искупил нас, освободил от вечного проклятия.
Другими словами, если я верю, что Иисус на кресте уже понес мое наказание, то Бог принимает совершенный Христом труд в качестве выкупа и избавления меня от обвинений закона. Только такая вера оправдывает нас. Значит ли, что, придя к вере, не надо исполнять заповеди? Конечно, нет. Даже если мы и не спасаемся законом, он все же становиться нашим проводником, т.е. помогает найти Заступника и всем сердцем довериться Ему. Если кратко, то закон выполняет две основные функции.
До прихода веры закон знакомит нас с Божьими стандартами праведности. Через них мы познаем сами себя. Основная задача заповедей на этом этапе обличить нас в грехе, осудить, вызвать угрызения совести, показать нашу духовную несостоятельность, подвигнуть к поиску Искупителя. «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» Гал.3:24. Именно так, закон подводит и направляет нас к близким отношениям с Христом. Но когда мы возложили надежду на благодать, мы вышли из-под осуждающей опеки закона. «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» Рим.6:14.
После прихода веры закон продолжает нас обличать, но уже не для осуждения, а для уподобления Божьему Сыну. Теперь же Бог духовно взращивает Своих искупленных. «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» Рим.8:29. Теперь заповеди указывают нам направление духовного роста. И даже если мы нарушаем их, то имеем дело не с осуждением закона, а с упреком и наставлением Отца. «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» Рим.3:31.
Итак, каким выводам мы пришли?
Во-первых, сегодня, как и в прошлом для израильского народа, моральный закон ветхого завета остается для нас более чем актуальным. Разница лишь в том, что сегодня, за грубые его нарушения, Бог не наказывает нас физической смертью.
Во-вторых, многие из нас, если примут обличение закона, то поймут, что давно находятся в списке духовных смертников, готовых для переселения в ад. А то, что мы еще живы, можно объяснить лишь приговором с отложенным сроком исполнения.
В-третьих, все мы начинаем свой духовный путь в состоянии проклятых законом, ведь исполнить его не под силу ни одному из нас. Поэтому даже предельно внимательным отношением к заповедям мы не сможем достичь мира с Богом.
В-четвертых, единственным путем обретения праведности является Божье прощение, которое мы получаем, если верим, что Иисус на кресте искупил нас от проклятия закона, избавив от заслуженного наказания.
И, в-пятых, всю нашу жизнь закон будет иметь для нас руководящее значение. До прихода веры, он обличает и призывает искать прощения через Христа. Когда же мы поверили, он помогает нам видеть характер нашего Спасителю, и подражая Ему, духовно расти.
Федоренко Жан
[1] Статья 83 УК РБ.
[2] Дамоклов меч – это нависшая над кем-либо угроза, которая на первый взгляд не видна со стороны.