Если мы живем, то это означает одно — у всех нас есть отцы по плоти. Если мы мыслим, оцениваем, выбираем, то очевидно, что у нас есть отцы и по духу. Духовный отец — это тот, кто дал нам базовое мировоззрение. При этом мы понимаем, что духовным родителем может быть любой человек, впечатливший нас своим кредо. И, хотим мы того или нет, наш дух неизбежно склоняется к одному из учений или их компиляции. Мы не способны соблюдать духовный нейтралитет, и потому всегда исповедуем определенный взгляд на жизнь. Но сколько бы таких взглядов не существовало, все их можно свети к двум источникам – Богу и Его противнику. Мы всегда либо дети света, либо дети тьмы.
И сейчас я предлагаю вам проверить себя. Определить, чью семью вы представляете с точки зрения Библии. В одной краткой беседе с фарисеями Иисус представил нам ключевые отличия двух духовных природ человека. Для удобства мы изучим этот текст, разбив его на три фрагмента.
Любовь.
«Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня» Ин.8:42. Сразу стоит заметить, что Иисус говорит с набожными людям, теми, кто старался жить благочестиво. Но их религия так и не сделала их ближе к Богу. Они так и не увидели во Христе совершенного Божьего Сына и, как следствие, вместо любви возрастала их неприязнь к Нему. Когда Бог — наш духовный Отец, личность Его Сына неизбежно притягивает нас, а наше сердце устремляется к Его созерцанию. Он «есть образ Бога невидимого» Кол.1:15. В словах и делах Христа мы видим отражение нашего Создателя. И, если Иисус и Его образ жизни оставляет нас равнодушными, то нас не впечатляет Сам Творец. Мы вдохновлены иным идеалом духовной красоты. Очевидно, что иной «бог» завладел нашим сердцем.
Желания.
«Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» Ин.8:43. Здесь Иисус указывает на более глубокую причину отсутствия любви к Нему – это желания, которые руководили жизнями этих людей. Иисус раздражал фарисеев своим учением, потому что оно изобличало низменность их устремлений. Он так и заявил им: вы не принимаете Мое учение, потому что оно мешает вам удовлетворять ваши греховные желания, которые вы восприняли от вашего духовного отца. Вы дети дьявола, и ваше противостояние Мне лишь выявляет ваше родство с ним. Дети дьявола не находят небесные цели Христа привлекательными, тогда как дети Божьи разделяют с Христом одни желания, и поэтому с легкостью принимают Его наставление.
Убеждения.
«Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога». Ин.8:46-47. Здесь Иисус говорит о третьем признаке, определяющем наше духовное родство — принятие Его учения в качестве наивысшего авторитета. Чтобы «законно» грешить фарисеи сфабриковали иной взгляд на реальность. Их принципы, хотя и были отчасти основаны на Священном Писании, в фундаментальных вещах противоречили библейскому учению. Иисус разоблачает их, говоря: вы не слушаете Меня, потому что вы не от Бога; то есть, не Бог ваш истинный духовный отец. У вас есть иной учитель, чье «богословие» вы восприняли и утверждаете. Отсюда и ваше несогласие. Дети Божии оценивают мир в свете слов Христа, а дети дьявола строят убеждения на альтернативных учениях.
Итак, Иисус дал три критерия оценки духовного родства. Всякий, кто рожден от Бога: 1) любит Христа, 2) разделяет одни желания с Ним, 3) имеет фундаментом своих убеждений евангельское учение. В свою очередь, духовные дети князя тьмы: 1) игнорируют личность Христа, 2) не имеют Его устремлений и желаний и 3) синтезируют свое мировоззрение вне Библии. Думаю, все мы догадываемся, какая судьба ждет одних и других в вечности. Но, пока мы живем, у нас еще остается время для перемены духовного отцовства.
Вот что сказал по этому поводу Иисус одному из учителей Израиля: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» Ин.3:3. Чтобы увидеть, а значит и войти (ст.5) в Божье Царство, необходимо родиться свыше духовно (ст.6), то есть появиться на свет в качестве Божьего ребенка. А это означает, что когда мы приходим на эту землю, то по умолчанию рождаемся в духовной семье дьявола. Со времен падения Адама, падшее человечество производит только себе подобных. И, если в течение нашей земной жизни с нами не случится духовная метаморфоза, мы завершим свой путь наследниками Божьего противника. Что же нужно чтобы духовно родиться?
Рождение от Божьего Духа, как, впрочем, и наше земное рождение, в своей сути не зависит от нас. Мы не просили и не вынуждали наших родителей привести нас в этот мир. Так и в мире духовном — именно Бог решает кто и когда станет Его дитем. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (ст.8). Но у невидимого действия Божьего Духа есть его видимый помощник или инструмент – Божье слово. Дух трудится над нашим рождением через провозглашенную библейскую истину. «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» Ик.1:18. Поэтому, если мы хотим иметь хотя бы потенциальную возможность сменить свое нечестивое отцовство на святое, нам необходимо обратить свой слух к Священному Писанию. Читайте Библию самостоятельно, слушайте разъяснительные проповеди, и, конечно, людей, которые свидетельствует вам о Христе. И пусть Бог благословит вас стать Его чадами, наследующими вечную жизнь.
Федоренко Жан