Иисус не раз предупреждал учеников об опасностях, которые угрожают их сердцам. Он призывал быть внимательными и разборчивыми в духовных приоритетах и целях. Говорил о необходимости остерегаться любостяжания, лжепророков и фарисейской закваски. Сегодня мы рассмотрим один аспект этого предостережения – опасность закваски фарисеев. Мы не сможем сделать обзор всех заблуждения фарисейства, поэтому обратимся только к тем явлениям, которые незаметно приживаются в наших церквях. Это отсутствие благочестивого характера, прикрытое духовными практиками молитвы, поста или служения Богу.
Вся суть религии фарисеев заключалась в актерском притворстве. Иисус говорит: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». Лук.12:1. Другими словами, последователи этой партии «пускали пыль в глаза». Они играли и претворялись, причем возможно даже обманывая самих себя. Представляя себя добрыми и набожными, внутри они умудрялись оставаться злыми и безбожными. И надо сказать им это удавалось. Иисус отметил их высокое актерское мастерство так: «вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» Мф.23:28.
Основной проблемой фарисеев было неверное приложение сил и внимания. Они сражались не на том фронте, и совсем не там одерживали победы. Нет, они не были ленивы или бездеятельны. Даже наоборот, ревностно старались очистить свою жизнь от нечистоты и скверны, в том, как они ее понимали. И все же их внешний активный труд можно назвать не просто бесполезным, но опасным, потому что приводил к внутреннему духовному разложению. Иисус поставил им неутешительный диагноз: «внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» Мф.23:39.
Итак, основной проблемой фарисейства можно назвать увлеченность внешними атрибутами духовной жизни. При этом внутренняя, сердечная составляющая, оказывалась в забвении. Внешне – состоятельны, внутри – изъедены грехом. И это проблема не только фарисеев в эпоху Иисуса. Напускная религиозность существовала всегда, она существует и сегодня. Чтобы разглядеть ее, давайте обратимся к пятьдесят восьмой главе книги пророка Исайи, где Бог лично вскрывает эту греховную опухоль. На примере поста Бог показывает нам, притворство набожных евреев. Итак, мы читаем:
«Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву – на грехи его» (ст.1). Бог начинает с того, что хочет во всеуслышание объявить о грехе израильтян. Ни об ошибках, ни о малых упущениях, а о грехе, который назван беззаконием (преступлением) в Божьих глазах. В чем же Святой увидел беззаконие своего народа? Бог отвечает.
«Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?»» (ст.2-3). Вопрос этих людей, показывает нам, что Бог не желает иметь с ними никаких дел. Он не отвечает на их молитвенные просьбы, не обращает внимания на их посты. Давайте посмотрим, что же делают эти прилежные израильские верующие.
Во-первых, они каждый день ищут Творца. Эти люди проявляют завидное внимание постоянство к личности Бога. Они хотят знать Его пути. Как послушные ученики они ищут лица своего учителя. Это самые посвященные члены синагоги. Он не пропускают собраний, желают разобраться в сложных вопросах веры, ежедневно обращаются к свиткам Торы.
Во-вторых, они вопрошают Бога о судах правды. Они обращаются к Богу с молитвами и просьбами. Просят помощи, ищут защиты и восстановления справедливости. Это люди молитвы, люди, нашедшие верный источник благословений. Они приносят Богу свои нужды, и конечно надеются на Его положительный ответ.
И, в-третьих, они постятся и смиряют свои души. Поститься, значит ущемлять себя. Эти люди на деле доказывают свою решимость искать у Бога благоволения. Пост лишь доказывает серьезность намерений и готовность жертвовать своим удовольствием. Они готовы к жертвенному служению, не бояться голода и его бремени.
Итак, Бог отметил те духовные практики (пост, молитва, поиск Его воли), которые евреи исполняли и которые призван исполнять сегодня христианин. И все же в Божьих словах проскользнула одна разоблачительная нота. При всем, что эти люди практикуют, они делаю это как бы народ, поступающий праведно. Выражение «как бы» явно указывает, что на самом деле они не являются этим поступающим праведно народом. Они играют роль людей, любящих Божьи заповеди. Они убедили себя, что желают Бога и ищут Его. Зачем же они все это делают? И Бог отвечает снова.
«Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте» (ст.3-4). Оказывается главной целью их поста, поисков Бога, молитвы было удовлетворение своих собственных прихотей. С помощью Бога они хотели достичь своей цели. А цель оказались весьма эгоистичной – требовать тяжких трудов от других. Постящиеся постились, что обрести свои блага и радость в окружающих. Другие должны были их благословить.
Здесь стоит немного остановиться. Потому что именно в этом тексте Бог вскрывает сущность лицемерной религиозности, прикрытой духовными практиками. Эта религия требований и претензий. Она не ищет личных перемен сердца, но ожидает изменений исключительно от других. Обратите внимание на этот вектор целей: поститься для ссор, требует тяжких трудов, чтобы бить других. Вся сущность устремлений такого верующего, это изменение мира и окружения. И если окружение его подводит, то наш фарисей недоволен, разжигает конфликт, упрекает и требует.
Как мы видим подобная набожность, вовсе не налаживает жизнь этих людей. Написано: постятся для ссор. В церкви они слушают проповедь, а дома, не желают прислушиваться к советам. В смиренном молчании они соблюдают пост, и сразу же в заносчивости упрекают других. Утром они терпеливо ищут в молитве Бога, а днем, в нетерпении раздражаются по пустякам. Это жизнь бесконечных придирок и конфликтов. В домах таких верующих нет ни мира, ни радости, ни прощения. Они выматывают и себя и других.
Здесь стоит спросить, зачем вообще эти люди ищут Бога, молятся и соблюдают пост? Это их религия, религия удовлетворения своего эго. Чтобы требовать, надо возвысить себя. Чтобы отчитывать, необходимо завладеть моральным правом. Чтобы манипулировать, надо заручиться поддержкой властного Бога. Напускная духовность позволяет все это делать. Их духовные пост и молитва кричат всему миру: «Я праведен, и значит прав». И не только миру, их жертва взывает к самому Богу: «Ты должен сделать это для меня».
Но давайте вернемся к проку Исайе и наставлению, в котором Бог открывает, что есть настоящий пост. Бог говорит: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» (ст.5)
Бог видит обращение к Нему совершенно под иным углом. Давайте отметим, что отличает истинный пост от лицемерного запроса. В посте угодном Богу человек томит душу свою. Заметьте, томит свою душу, себя исследует, себя упрекает, ищет грех в себе. Он не думает о том, как измениться его близкие после молитвы. Далее, он гнет свою голову. Смиряет себя, подчиняет заповеди себя, дисциплинирует себя, а не других. И подстилает под себя рубище и пепел. Кается в своем грехе, смиряется с трудными обстоятельствами, не ищет своего удобства. Думаю, вы заметили, разница налицо: истинный пост направлен на перемену своего сердца, тогда как ложный на перемены обстоятельств и людей.
Это еще не все. Бог продолжает говорить: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (ст.6-7). «Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца» (ст.9-10).
Как мы видим настоящий пост приводит постящегося к удивительным результатам. Его отношение к окружающим меняется коренным образом. Он больше не требует, а отдает. Он больше не придирается и не разжигает ссору, но покрывает чужие ошибки. Он не раздражается, не кричит, но скромно и мягко поправляет. Он, больше не держит людей в долгу, не считает обиды, не ставит ультиматумы. Он щедро раздает и отдает самого себя другим. Его душа больше не стремиться к личному благоденствию. Он ищет пользы родным, желает помочь и утешить несчастные души. Разве это не удивительная перемена?
После таких перемен, Бог совершенно иначе смотрит на нас. Вот что Бог говорит на этот счет: «Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!»» (ст.8-9). «Тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (ст.10-11).
Какие прекрасные благословения. Верный пост приводит нашу душу к исцелению, Бог дает ей покой и радость. Мы ощущаем удовлетворение от жизни. Теперь каждую нашу молитву и просьбу Бог слышит, и мгновенно отзывается, и говорит: «вот Я». Мы не чувствуем себя одинокими и оставленными. Трудные обстоятельства и мрак проблем кажутся нам легкими затруднениями (как полдень). Нет ни паники, ни депрессии. В каждой минуте мы ощущаем Божье водительство и заботу. Бог берется насыщать нашу душу и укреплять наши физические силы. Даже слава самого Бога шествует с нами. Нас любят и ценят окружающие. И все это благословения верного понятого поста.
Итак, на примере поста мы увидели, как духовная практика христианина может оказаться лицемерным делом. Так может происходить и в других сферах: в молитве, в посещении Церкви, в прославлении, в изучении Писания, служении и т. д. Случается так потому, что мы часто забываем о цели Бога: Он желает преобразить нас в образ Своего Сына. Его интересует наш характер, любящее и нежное сердце. А духовные практики это лишь инструменты, средство. Конечная цель нашей веры не молитвы и посещение Церкви, но праведная жизнь, наполненная любовью, принятием и добрым общением. Все это связано с отношениями между нами, людьми, а не с духовными дисциплинами.
Во многом целью духовных упражнений является обнаружение и уничтожение греха в самом себе. Мы же часто уничтожаем свое время и силы на служения, пение и чтения, даже не задевая наших пороков. Мы можем годами ходить в собрание, слушать проповеди, но наши семьи не ощущают облегчения. Наши родные люди могут так и не увидеть изменений в нашем характере. Исполняя свой религиозный долг или обряд, мы не становимся теплее и мягче к другим. Еще раз отметим, что духовные дисциплины это во многом инструмент борьбы со своим грехом. Через них мы должны искать не только успокоения души, но одержать победу над своими греховными склонностями.
Друзья, как это не печально звучит, но наша активная и насыщенная событиями религиозная жизнь может оказаться притворством. Мы можем убедить себя и других, что мы люди ищущие Бога. Мы можем ощущать себя верными членами Церкви, постоянными участниками молитвенных собраний. Но с какими нами сталкиваются наши родные? Как часто возвращаясь в свой дом, мы с легкостью потакаем своим желаниям. Как недовольно и придирчиво говорим с супругами, раздражаемся на родителей, или грубо осаждаем детей. Как часто с теми, кто рядом мы позволяем себе проявить лень, выронить едкое слово или даже открыто оскорбить. Как это может это уживаться в человеке веры?
Прекрасную аналогию привел Иаков. На примере нашей речи он исключает двуличие из жизни настоящего христианина. Он говорит, что невозможно сначала прославлять Бога, а чуть погодя съедать человека. «Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» Иак.3:9-12. Как можно вначале благоговейно молиться, а затем в раздражении кричать. Иаков показал, весь абсурд жизни двойных стандартов. Это и есть лицемерная вера, облаченная в религиозную оправу.
Итак, мы начинали с предостережения нашего Господа, который сказал: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». Лук.12:1. И теперь, для нас не секрет, что лицемерие способно найти себе укромное место в наших молитвах, постах и служениях. Мы можем оказаться в ловушке эгоизма, который прикрывается религиозными делами. Понимая это, давайте посредством духовных инструментов искать именно внутреннего преображения сердца. Откроем фронт борьбы со своими пороками, без ожиданий этого от других. Последуем призыву Христа: «Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» Мф.23:26.
Федоренко Жан