Возможно, что и вы кода-то хотели уйти из этой жизни. Попробуйте вспомнить, какие события вашей жизни подвигали вас к таким мыслям? Что порождало желание оставить наше земное жилище? Это не праздный вопрос, если вы христианин. Ведь для христианина смерть — это не окончание жизни, а только перемена ее качества. Оказывается, сам апостол Павел желал скорее закончить свой земной путь и перейти на иную сторону бытия. Почему он хотел это сделать? Ответив на этот вопрос, мы сможем лучше понять самих себя и увидеть, насколько наши переживания совпадают с переживаниями великого апостола. А они должны быть схожи! Павел пишет Церкви: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» Фил.3:17. Всматриваясь в дела и мысли апостола Павла, мы можем видеть те маяки, по которым должна пролегать дорога нашего христианского мышления. Ведь если мы видим причины для ухода из жизни иначе, чем апостол Христа, то, возможно, мы неверно понимаем смысл христианской надежды на вечную жизнь.
Итак, давайте прочтем наш небольшой текст из первой главы послания к Филиппийцам с двадцать первого по двадцать шестой стихи, в которых апостол Павел говорит: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» Фил.1:21-24.
Обратите внимание, Павел пишет: я имею желание разрешиться, т.е., я хочу оставить, развязать узы связывающего меня физического тела. Он говорит, что это весьма сильное желание и употребляет греческое слово эпитумиа, которое означает сильное влечение, страсть, неистовую жажду или даже похоть и вожделение. Павел страстно желает оставить земную жизнь. Мало того, что он считает смерть желанной, так еще и выгодной. Он говорит: смерть – приобретение для меня. Слово приобретение можно точнее перевести с греческого языка, как выгода, польза или прибыль. Другими словами, Павел видит в оставлении жизни выгодное для него событие.
Как мы видим, сама постановка вопроса о желании христианина закончить свой жизненный путь не осуждается Священным Писанием. Значит мы, как верующие, можем желать смерти. Правда, не всегда эта мысль может быть угодной Богу. Но здесь на примере Павла мы видим, какие побуждения и мотивы Бог считает уместными для такого желания. Вот что заставляло Павла желать покинуть мир живых.
Павел хочет быть с Христом. Он начинает свое обращение к Церкви со слов признания: для меня жизнь – Христос. А далее пишет, что имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше. Лучше чем, что? – спросим мы. Как видно апостол взвешивает на весах два варианта. Один — это уйти из жизни и встретиться с Господом, а второй — остаться здесь и продолжать жизнь во плоти, которая доставляет плод делу апостола. Дело апостола — это его служение церквам, христианским общинам. И, хотя это весьма благородное и угодное Богу дело, Павел все же не стесняется говорить о том, что для лучше быть с Христом, чем продолжать дело Церкви.
Давайте здесь немного остановимся. Причиной для таких рассуждений апостола не была ни его трудная жизнь, ни его разочарования, ни гонения, которых у него было предостаточно, а только Христос. Он не хотел убежать на небеса от проблем жизни. Он не бежал от своих преследователей. Павел не устал от миссионерской работы, от проповеди Евангелия, от душепопечительского служения. Он просто хотел быть рядом со своим Господом. Если можно так сказать, его мотив был далеко за пределами земных раздражителей. Даже если в его судьбе и были тяжелые времена, то не они гнали его в небеса, но его связь с Иисусом Христом. Она была настолько прочной, что определяла всю его жизнь, все его цели.
Но что на другой чаше весов? Павел говорит, что конкурентом желанию быть с Христом в Его Царстве выступает только одно желание – служить Иисусу и Его Церкви на земле. Другими словами, Павел разрывается между двумя желаниями, в сути и центре которых находиться Христос. В небо хочу не потому что там покой и рай, а потому что там мой Господь. На земле хочу остаться, не потому что хочу дожить до глубокой старости, а потому что здесь Церковь моего Христа нуждается в моих дарах. Удивительный взгляд апостола. Удивительный дуализм двух благочестивых желаний.
И снова давайте остановимся и поразмышляем. Зададим себе вопрос: а что я ожидаю от небес, от Царства Божьего? Какие блаженства рая я ожидаю получить? Желаю ли я там увидеть именно Христа, увидеть, чтобы насладиться Его образом и более тесным союзом с Ним? Наш ответ на эти вопросы, если конечно мы их себе задаем, открывает нам сущность нашей эсхатологической надежды. А по сути, указывает нам на то, какую надежду мы восприняли: надежду христианскую или надежду мифическую, сказочную. Великий апостол имел одну и весьма определенную – встретиться и быть с Христом. Все другие упования без этой составляющей не имеют право определять нашу веру. Поэтому Павел говорит всем нам, в чем состоит суть призвания христианина: «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» 1Кор.1:9. Мы призваны, не занять прекрасные апартаменты небесного города, не обрести экзальтированный покой нашим душам. Мы призваны в вечное общение со Спасителем. Давайте спросим себя: началось ли он для нас здесь на земле? Если да, то развиваются ли эти отношения так, чтобы желать их продолжить в новом качестве, в вечности?
Скажем откровенно о христианах: не все мы страстно домогаемся небес. Мы хотим пожить еще здесь на земле. Здесь у нас еще много задумок и планов. Мы хотим вырастить детей, дать им хорошее образование, увидеть внуков. Мы хотим чего-то добиться в жизни, сделать маломальскую карьеру, принести пользу обществу, оставить след. Мы желаем повидать мир, побывать в разных экзотических странах, попробовать их кухню, повидать людей, показать себя. Мы хотим, просто, чтобы наше хождение, видение, слышание не кончалось.
Павел же говорит, что оставаться во плоти нужнее для вас, т.е. верующих. Не в своих кровниках, но в этих язычниках, членах Церкви Христовой, Павел видит причину свой отсрочки. Он нужен здесь, он нужен им, для их пользы. Давайте посмотрим, чем желает обогатить своих братьев и сестер по вере Павел. Мы читаем продолжение отрывка в первой главе послания к Филиппийцам, но уже с двадцать пятого стиха: «И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии» Фил.1:25-26.
Странно, но желая быть с Христом, Павел вдруг пишет, что останется здесь на земле с Церковью. Причем, он говорит не о своем решении, а о том, что будет решено в отношении его самим Богом. Он словно видит, что Богу угодно использовать его, Павла, для блага распространения Евангелия. Это важный урок для нас. Желание Павла в вопросе ухода из жизни не руководило его решениями. Он понимал, что только Бог вправе определять время рождения и смерти человека.
Возвратимся к нашему тексту, где мы увидели, что Павел открывает цели своей земной отсрочки. Он говорит: я останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня. Мы знаем, что Бог дал Павлу звание апостола и поручение нести благую весть языческому миру. Став миссионером, он основал множество церквей. На протяжении целых десятилетий Павел со своими сотрудниками проповедовал и наставлял молодых верующих в этих общинах. Его цель была весьма простой – укрепить и укоренить верующих в их надежде. Все его служение в Церкви, как говорит он сам – для вашего успеха и радости в вере.
Итогом или плодом свой работы Павел ожидал увидеть славу Христа Иисуса, своего Господа. Получая помощь от служения Павла, верующие обретали великие духовные благословения. Становясь успешными и радостными, они все более и более прославляли возлюбившего их Господа и благодарили Его за помощь в лице Павла. Христос возвеличивался в делах апостола. И он страстно желал именно этого – дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня. Другими словами, Павел говорит нам: если я и останусь здесь на земле, то только чтобы послужить моим собратьям и прославить в них моего Христа.
Итак, дорогие друзья, мы увидели, что весы апостола склонились даже не в сторону его самого сокровенного желания – быть с Христом. Но это не значит, что апостол удручен, если ему не удалось выпросить у Бога финишной черты. Напротив, он находит своего Христа здесь на земле и отчетливо видит, в чем может угодить Ему на своем земном поприще. Он мыслит так: «…то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными 2Кор.5:8-9. Обратите внимание, что Павел включает всех нас в число желающих выйти из тела и оказаться у Христа. Это говорит о том, что такое желание действительно свойственно настоящим верующим. Но, как бы ни произошло, завершает Павел, останемся здесь или вознесемся к Нему — нам важно не потерять связь с Христом. И эта связь — в желании не расстроить нашу дружбу с Ним, не подвести Его, быть Ему угодными.
Подводя итог нашим размышлениям, давайте кратко выделим основные истины, которые открыл нам великий апостол, говоря о своем желании оставить наш мир:
Во-первых, это желание не предосудительно, если мы хотим воссоединиться с нашим Господом Иисусом Христом. Причем, такое устремление — по-настоящему христианское и должно иметь место. Ведь оно указывает на то, что мы пребываем в общении с Божьим Сыном и жаждем всеобъемлющего единения с Ним.
Во-вторых, если мы действительно живем Христом, тогда желанной отсрочкой нашей встречи с Ним станет искреннее побуждение служить Его народу. Т.е. мы остаемся на земле, чтобы прославить нашего Господа через заботу друг о друге. Мы жаждем укреплять веру своих братьев и сестер, принося им радость в одной вере.
В-третьих, любое наше искреннее желание жить на земле или уйти на небо нельзя назвать до конца верной христианской надеждой, если оно не включает в свою сердцевину желание общения с Христом и угождения Ему.
И, в-четвертых, конечно, не мы сами решаем жить нам или умереть, но смиренно принимаем от Бога назначенные нам времена и сроки.
Федоренко Жан